1этап. Организация родительского собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем классного родительского собрания. И приветливый педагог.
2этап. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов: - Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. -Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой для разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся и другие вопросы. - Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей – одна из важнейших задач классного руководителя. Возможно предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д. - Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий …) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: финансовые проблемы лучше заранее обсудить с родительским комитетом. - Личные беседы с родителями.
3 этап. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений.
Правила подготовки классного родительского собрания.
Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.
Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Советы психологов
- перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение; - отведите на проведение собрания не более 1,5 часов; - самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей; - перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить; - не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями о будущее; - предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям; - поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов); - дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться; - в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей; - доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»; - родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
-осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания; - сравнивать успехи отдельных учащихся; - давать негативную оценку всему классу; - переоценивать значение отдельных предметов; - использовать в общении с родителями назидательный тон. И еще раз – будьте предельно корректны и тактичны!
Желаю успеха!!!
Лопарева Елена Алексеевна учитель начальных классов