В каждом детском коллективе есть проблема, когда одному из учеников в классе активно выказывают неприязнь. Это сразу становиться заметно для учителя, поэтому такое явление необходимо сразу пресекать. Гораздо сложнее заметить явления скрытые. Бывает, что ребёнка никто не обижает, однако и не зовут вместе играть, не проявляют радости по поводу его успехов. От такого отношения ребёнок чувствует себя неуютно, неуверенно и одиноко. Ему кажется, что его совсем не замечают.
Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни».