ГЛАВНАЯ               Вы вошли как    Гость     Группа "Гости" 


Меню сайта
Категории раздела
РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ [12]
Советы, тесты, рекомендации
РОДИТЕЛЯМ УЧЕНИКОВ [30]
Советы, тесты, контольные работы, критерии оценивания, методические рекомендации
Детское творчество [18]
Мини-чат
Наш опрос
Почему Вы выбрали нашу школу?
Всего ответов: 46
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Готов ли мой ребёнок к школе?
Готов ли мой ребёнок к школе?

Поступление в школу – не только важная ступенька в жизни ребенка, но главное событие для всей семьи, к которому, в большинстве случаев, заранее готовятся, думают, обсуждают, выбирают школу и беспокоятся. Вот некоторые из вопросов, о которых стоит задуматься родителям:

Что такое «готовность к школе»? Что в себя включает это понятие, есть ли она у вашего ребенка?

Какова особенность развития вашего ребенка, что может повлиять на успешность адаптации к школе, обучение в школе? Профилактика трудностей, что можно сделать, чтобы, по возможности, их сгладить?

Очень часто звучит вопрос: а готов ли мой ребенок к школе?

Особенно остро он возникает, когда родители колеблются: с 6 или с 7 лет отдавать ребенка в школу ? Приходится подробно разъяснять понятие «психологическая готовность к школе» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Если говорить другим языком – необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попала в «зону ближайшего развития ребенка». А «зона ближайшего развития» определяется тем, что ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым.

Один из важных компонентов готовности к школьному обучению – уровень умственного развития.

Что предполагает умственная готовность?

Прежде всего, наличие у ребенка достаточного объема знаний и представлений об окружающем его мире, способность наблюдать, анализировать, понимать причинно-следственные связи в нем, обобщать понятия, выделять существенные стороны предметов и явлений, сравнивать их между собой; т.е., иными словами, умение интересоваться, думать, понимать, т.е. развивать познавательную активность, которая лежит в основе познавательных интересов и познавательной деятельности.

В тесной связи с умственным, идет и речевое развитие ребенка. Очень часто родители под развитием речи понимают только правильность произношения звуков, забывая про словарный запас ребенка, как он связывает слова в предложении. Особое внимание следует уделять тому, как ребенок описывает, пересказывает, может ли он составить развернутые предложения, т.е. обращать внимание на его связную речь, развитие фонематического слуха.

Что касается математических представлений. Готовый к школе ребенок может различать пространственное расположение предметов, использую предметы сверху, снизу, справа, слева и т.д., определять величину и соотношение предметов: больше, меньше и т.д. Именно с этими проблемами приходят дети при поступлении в школу.

В 5-6 лет формируются предпосылки учебной деятельности: умение сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, умение внимательно слушать и выполнять задания, предлагаемые в устной форме, умение самостоятельно действовать по зрительному образцу.

Большое значение имеет умственная работоспособность – сосредоточение на умственной деятельности.

Влияет и развитие крупной и мелкой моторики, уровень развития произвольности всех функций.

Также важны эмоциональная зрелость и социальная зрелость, т.е. потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп.

Как определить, насколько готов ребенок к школе? Что надо делать, чтобы правильно подготовить его?

Как правило, компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка: когда он много играет сам, со сверстниками и взрослыми, как в сюжетно-ролевую игру, так и в игры с правилами, подвижные игры (игра – ведущая деятельность этого периода). Кроме того, он рисует, раскрашивает, лепит, вырезает, собирает кубики, мозаику, конструктор, пытается играть на игрушечных инструментах (дудка, бубен, металлофон и т.п.) и, конечно же, слушает сказки, рассказы, стихи.

Говорите с ребенком побольше обо всех событиях в течение дня (так вы получите информацию о его словарном запасе, о способности понимать причинно-следственные связи);

Порисуйте, полепите с ним, описывая словами, что и как делаете (станет понятно, насколько ребенок освоил пространственные представления, понятия величины и соотношения);

Поиграйте в слова (вы оцените не только словарный запас, но и способность выделять звуки, умственную работоспособность);

Игра в «загадки». Вы перечисляете предметы мебели, а ребенок отгадывает обобщающее слово «мебель» (развиваются способности к обобщению и анализу);

Игра в «сравнения». Что общего, и чем отличаются мячик и арбуз? (выявите способность анализировать и выделять существенные признаки);

Игра «робот». Вы даете инструкцию из последовательности действий, а он выполняет (оцениваете его умение сосредоточиться, контролировать свою деятельность, удерживая последовательность действий).

На что следует обращать внимание?

Насколько ребенку интересна умственная деятельность, как быстро он устает и теряет интерес, как оценивает свои достижения. Спросите его, хочет ли он в школу? Почему?

С чем это связано не желание детей идти в школу?

Прежде всего, поговорим о кризисном периоде: 6-7 лет. Общение со взрослыми и сверстниками создает «социальную ситуацию развития», в которой развивается и меняется сам ребенок. Изменение отношения к самому себе связано с прохождением кризиса 7 лет. Новое отношение к себе характеризуется умением совмещать несколько позиций, видеть себя и свои поступки со стороны. Это умение способствует формированию таких компонентов учебной деятельности, как: действий контроля и оценки деятельности, способность ориентироваться на поиск общего способа решения задач.

Младшие школьники, которые психологически не готовы к школе (еще «домашние») не получают удовольствия от разных вариантов решения задачи, а спешат получить готовый ответ.

Часто дети начинают «учиться» с 5 лет и еще раньше, они порой просто не успевают «дорасти» до желания учиться, а уже получают учебную нагрузку. Таким образом, дошкольники не доигрывают в игры (дидактические, подвижные), оскудели и сюжеты ролевых игр. Именно в период 5-7 лет в игре (за счет «зон ближайшего развития») развивается мышление, фантазия, воображение, аффективно-потребностная сфера.

Родители меньше и эпизодически уделяет внимание обучению игре. Сокращается время общения друг с другом. Но свято место пусто не бывает. На место игр пришли игры на компьютере, приставках, телевизор. Принципиальная разница в том, что в этих играх мало работает воображение и фантазия, нет внутреннего плана действия, не развивается символическая функция, т.е. нет всего того, что есть в живой игре, где дети – «активные субъекты», а не «пассивные зрители».

Конечно, психологическое развитие ребенка не всегда совпадает с его возрастом – кому-то легко пойти в школу с 6 лет, а кому-то и в 7 рановато. Главное, учитывать возможности и способности своего ребенка, помня о школьных перегрузках.

Надо ли уделять специальное внимание подготовке к школе?

Здесь необходимо найти «золотую середину»: не перестараться, «натаскивая» малыша, требуя от него непосильного («потому, что другие это уже знают и умеют») и не перекладывать занятия на плечи других специалистов, отстраняясь от занятий.

Как организовать занятие?

Длительность занятия должна быть 15-25 мин, систематически (3-4 раза в неделю);

Не переходите к следующему заданию, если предыдущее не выполнено (ребенок должен получить удовлетворение от достигнутого результата);

Цель должна заинтересовать ребенка, быть новой и чуть-чуть сложной, но достижимой при помощи взрослого.

Чем целесообразно заниматься?

Развивать образные представления (конструирование, рисование, мозаика, сочинение);

Для развития мелких движений руки добавим нанизывание бус, игры с куклами. Для развития крупных движений – подвижные игры, игры в мяч, катание на лыжах и т.п.;

Не стараться «натренировать» ребенка на выполнение заданий, а организовать работу так, чтобы ребенок понял способ решения; работать над пониманием материала, а не над скоростью выполнения;

Стремиться к тому, чтобы начатое дело было доведено до конца;

Очень важно привить ребенку веру в свои силы. Научитесь не огорчать его своим неудовольствием и не сердитесь за непонимание и неумение.

Когда надо начинать готовиться к школе?

Никогда не рано и лучше поздно, чем никогда. Ведь ваши совместные игры с малышом (действия с предметами в раннем возрасте, ответы на «почему?», сказки, совместные игры с ним в более старшем возрасте) привлечение его к труду в быту и самообслуживанию, интерес к занятиям и разговор о том, что происходит вокруг, обсуждение увиденного и прочитанного – все это обучение, которое ведет за собой развитие.

Старайтесь удовлетворить его любопытство (как на кухне, так и в книге)

Помните, что лучше всего ребенок усвоит то, что будет ему казаться важным и интересным.

Категория: РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ | Добавил: natala (15.01.2012)
Просмотров: 819 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Берегите время!
Вход на сайт
Поиск
Новинки альбома
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Copyright MyCorp © 2024