Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если: - беременность и роды протекали с осложнениями; - ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным; - ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна; - ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив; - вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
К 6–7-и годам ребенок должен знать: свой адрес и название города, в котором он живет; название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов. ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Мотивационная готовность
подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок "не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые "не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность
предполагает наличие у ребенка:
- способностей ставить перед собой цель, - принять решение о начале деятельности, - наметить план действий, - выполнить его, проявив определенные усилия, - оценить результат своей деятельности, - а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность
- Ясное произношение всех звуков русского языка; - Умение ребенка говорить тихо – громко – тихо, менять темп речи: быстро – медленно – быстро; - Использование в речи средств интонационной выразительности, умение выразительно прочитать стишок; - Уровень культуры речевого общения: разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей; - Умение вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы; - Умение объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.