В каждом детском коллективе есть проблема, когда одному из учеников в классе активно выказывают неприязнь. Это сразу становиться заметно для учителя, поэтому такое явление необходимо сразу пресекать. Гораздо сложнее заметить явления скрытые. Бывает, что ребёнка никто не обижает, однако и не зовут вместе играть, не проявляют радости по поводу его успехов. От такого отношения ребёнок чувствует себя неуютно, неуверенно и одиноко. Ему кажется, что его совсем не замечают.
Психологи выделяют несколько видов отвержения, любое из них делает школьные занятия тяжким испытанием для ребёнка: •откровенно травят (обидные прозвища, драки, шантаж, угрозы) •проявляют активное неприятие (в ответ на проявление инициативы ребёнком, пропускают его слова мимо ушей, не считаются с его мнением, показывают, что он никто) •не принимают пассивно (только в конкретных ситуациях: отказываются с ним сесть за парту, выполнять какое-то задание в паре с ним, не принимают в команду).
В первую очередь, дети реагируют на внешность. Именно за внешность они начинают кого-то любить, а над кем-то насмехаться. Успехами в учёбе и спорте легко завоевать расположение одноклассников.
Коммуникабельность, открытость, щедрость, дружелюбие – всегда в почёте. Однако, дети, которых не принимают, могут быть и добрыми, и приветливыми, но стесняются проявлять свои лучшие качества. Часто начинают поднимать на смех детей с явно выраженными проблемами: •необычная внешность (с заметными шрамами, хромотой, косоглазием и т.д.); •тихих и слабых, не умеющих постоять за себя; •неопрятно одетых; •часто пропускающих занятия; •отстающих в учебе; •слишком опекаемых родителями; •не умеющих общаться.
Многочисленные психологические исследования и тестирование показывают: непринимаемые дети начинают не любить школу и не хотят в неё ходить.
Чаще всего в начальных классах нападки выражаются в словесной форме, а не в физической. Надо научить ребёнка противостоять им: сделать вид, что не замечает; или отреагировать необычно; отвечать; отговариваться; объясняться. Родители должны дома проговорить ситуацию с ребёнком, проиграть её. Педагогу следует объяснить детям неуместность обидных прозвищ и оскорбительных слов. Также необходимо следить за атмосферой в классе, уметь шуткой, спокойным разговором разгонять «грозовые тучи», не обижая ни одну из сторон.