Как разговаривают наши дети
Казалось бы,
воспитываешь ребенка, день за днем пытаешься дать ему самое лучше, учишь
правильно говорить, а потом раз – и он в ответ тебе как ляпнет
фразочку, что даже не знаешь, как на это реагировать. Но при этом точно
знаешь: дома его таким словам не учили! Как же так получается?
Следим за языком
Взрослые
ошибочно считают, что пока малыш совсем кроха или увлечен своим делом,
он ничего другого не видит и не слышит. А если и слышит, то не обращает
внимания. Еще как обращает! Просто пока не считает нужным довести это до
вашего сведения. Поэтому если вы в разговоре с подругой допускаете
оскорбительные эпитеты, не удивляйтесь, если первое слово вашего малыша
будет отнюдь не ласковое. Возьмите за правило, что ребенок впитывает
все, что слышит, и никогда не знаешь заранее, что и когда он
воспроизведет.
Следить за своей речью нужно не только при
разговоре с подругой, разумеется. Думать о том, что говоришь, нужно
всегда. И особенно – как говоришь. Если вы только что нежно ворковали с
сыном, какой он зайка и рыбка, а на пришедшего с работы мужа вылили
поток гневной брани, потому что он не купил хлеба или молока, можете
готовиться – скоро ваш ребенок «отомстит за папу». Примите за правило:
ребенок слышит и слушает все, а не только то, что говорят ему.
Соответственно, со временем повторить он также может это «все».
Другие родители
Встав
на ноги в буквально смысле слова, малыш попадает в социум. Сначала это
детская площадка, потом детский сад, далее школа. Если раньше мама в
основном возила его спящим по улице, то теперь он копается в песочнице
наравне с другими такими же детками, видит и слышит, что говорят они и
их родители.
Вот тут кроется следующий подвох. У каждого родителя
свой стиль воспитания, круг общения, свой словарный запас, набор
ключевых фраз в общении с ребенком. И не факт, что они прекрасно
совпадут с вашими вкусами и интересами. А как известно: что говорит
родитель – потом говорит ребенок. Поэтому постарайтесь выбрать себе
достойный круг общения еще во время «колясочного периода».
Разговорчики в строю
Если на детской
площадке еще можно выбрать, с кем общаться, а с кем нет, то в саду и
школе сделать это уже сложнее. Хотите вы или нет, но ребенок «варится» в
определенной среде пять дней в неделю. Здесь опасность исходит не
только от деток, родителей которых вы не знаете, но и от воспитателей и
преподавателей.
Ребенок копирует те фразы, которые слышит чаще
всего или те, что произносятся наиболее ярко – строго, криком, со
смехом. То есть эмоционально. Причем копирует он их ровно с той же
интонацией и жестами, как слышал и видел в саду. По речи малыша вы легко
сможете понять, как общается с ними воспитатель, и при необходимости
вмешаться в процесс.
Что такое хорошо и что такое плохо
К сожалению,
если с воспитателем еще и можно поговорить на тему правильной речи, то
чужих деток не переделаешь и не перевоспитываешь. Что же делать? Как
говорится, хочешь изменить мир – начни с себя. Объясняйте ребенку, что
есть слова некрасивые и нехорошие, которые не надо произносить.
Не
морщитесь, не устраивайте скандал и не делайте трагедию – постарайтесь
просто объяснить спокойно на примере. «Вот если я тебе скажу «дура!»,
тебе понравится?» Малыш отрицательно покачает головой. «Вот и другим
тоже не понравится. Это же обидно и неприятно». Ребенок должен понять,
что не надо произносить те слова, которые ты не хочешь сам слышать в
свой адрес.
Если же дело обстоит хуже, и в саду «завелись»
ругательства общего плана, характеризующие любые предметы или служащие
для связи слов в предложении, то применять их на ребенка в объяснении не
стоит. Лучше вспомнить про плохих людей и героев, с которыми вы уже
успели столкнуться в книжках, мультфильмах и в жизни. Скажите, что это
некрасивые и нехорошие слова, их говорят только такие же нехорошие люди.
А у вас ведь хороший ребенокк, верно?!
Важно: говорите спокойно и
объясняйте. Не запрещайте голословно! Этим вы лишь раззадорите ребенка
продолжать говорить «плохие» слова. И чаще всего вы будете их слышать в
конфликтных ситуациях, как способ выразить свой протест. Плохие слова –
как подводные камни – обходить их нужно плавно и аккуратно. Миролюбова М.
|